Нарушения речи

Нарушение речи – это комплекс отклонений, включающий в себя различные виды нарушения речевой функции человека.

Формирование речи у человека начинается с рождения, когда ребенок слышит речь родителей, воспринимает ее, а затем учится воспроизводить. В случае, когда развитие речевых функций у ребенка нарушается, ограничивается его активный словарный запас (тот, который воспроизводится) и пассивный (слова, которые воспринимаются на слух). Если ребенку более чем два с половиной года, а он не разговаривает или в возрасте старше четырех лет говорит с грубыми отклонениями, то стоит обратить на это внимание. Нарушение речи может говорить и о психических отклонениях. Впоследствии, это может привести к трудностям в общении со сверстниками, развитию комплексов и замкнутости.

Дети с тяжелыми формами речевых нарушений нуждаются в обучении в специализированных учреждениях.

Ещё мы лечим:

Классификация нарушений речи

  1. Алалия.
    Это одно из самых тяжелых нарушений речи. Возникает вследствие повреждения участка головного мозга, отвечающего за речь. Дети с такой патологией поздно начинают говорить, развитие речи у таких детей замедлено. Различают сенсорную (импрессивную) и моторную (экспрессивную) алалию. При сенсорной алалии слух у ребенка не нарушен, но понимание и восприятие речи отсутствует. Он все слышит, но не понимает, что это значит.

    При моторной алалии у ребенка затруднено формирование звукового образа слова. Таким детям сложно даются языки, они могут переставлять буквы в словах или пропускать их.
  2. Дизартрия.
    Это одна из разновидностей анартрии (полной утраты речи). Возникает она вследствие поражения нервной системы, например, при детском церебральном параличе. При этом нарушается иннервация мышц, отвечающих за речь.

    Есть некоторые особенности «говора» таких детей:
  • «каша во рту». Нечеткое, смазанное произношение звуков;
  • Невыразительная, малоинтонированная речь;
  • Темп речи и скорость чтения либо замедлены, либо ускорены;
  • Почерк неровный, буквы несоразмерны;
  • Нарушение ритма дыхания во время разговора.

Детей с такими особенностями обычно считают робкими, но стоит присмотреться, может причиной этой робости есть болезнь.

  1. Дислалия – нарушенное звукопроизношение. Это один из наиболее часто встречаемых видов нарушений речи.
    Слух и иннервация речевых мышц при этом в норме, нарушение связано с аномальным строением артикуляционного аппарата (неправильный прикус, короткая уздечка языка, аномалии твердого неба) либо с неадекватным речевым воспитанием ребенка («сюсюканье», «няньканье»).
    Дислалия делится на:

— сигматизм – недостаточное произношение свистящих и шипящих звуков;

— ротацизм – недостаточное произношение звуков р-р,;

— лабдацизм – недостаточное произношение звуков л-л,;

— дефекты озвончения (произношение глухих звуков вместо звонких);

— дефекты смягчения (произношение мягких звуков вместо твердых).

  1. Заикание – нарушение речи, связанное с ее плавностью. Обусловлено судорожными сокращениями мышц речевого аппарата. Заикающийся ребенок удлиняет или повторяет слова и звуки, обрывает их. Часто заикание сопровождается повторяющимися движениями (зажмуриванием глаз, притоптыванием, киванием головой). Как правило, причиной заикания врачи считают острую или хроническую психоэмоциональную травму.

Нарушение речи и обучение в школе

К нарушениям речи следует относиться серьезно. Ведь, когда ребенок, страдающий тем или иным нарушением речевой функции, попадает в класс, то начинает отставать от сверстников.

У детей с дизартрией могут быть проблемы с письмом и чтением. Почерк у них неровный, буквы разного размера, могут быть стойкие специфические ошибки (дисграфия). Чтение вслух у этих детей замедлено, интонационно не окрашено, они не понимают того, что читают (дислексия).

Заболевания, которые могут сочетаться с нарушениями речи

  1. Заболевания функционального происхождения:

  • Первичные логоневрозы. К ним относится заикание и, как разновидность его, логофобия (страх разговаривать), мутизм (когда человек не отвечает на вопросы и не вступает в контакт).
  • Вторичные логоневрозы. Связаны они с социальными факторами (недостаточное эмоциональное и речевое общение взрослых с ребенком; отсутствие должного внимания к речевому развитию ребенка у педагогов; дефекты речи у окружающих)

  2. Заболевания органического происхождения:

  • Нейрогенные – связанные с поражением нервной системы (очаговые или диффузные);
  • Соматические – связанные с аномалией развития речевого аппарата. Ринолалия (нарушение речи вследствие незаращения верхней губы, расщепления твердого или мягкого неба), тугоухость (снижение слуха), отсутствие гортани, перенесенные трахеотомии и прочее.

Для лечения речевых нарушений у детей и взрослых кроме медикаментозного, следует использовать психотерапевтическое и логопедическое лечение.

Методики лечения

Реабилитация после травм, инсультов, операций

Получив травму или пройдя через оперативное лечение, больной вступает на длительный путь восстановления полноценных функций органов и систем. Этим и занимается раздел медицины, называемый ортопедическая реабилитация.

Узнать подробнее

Вакуумная терапия или кровопускание

Это один из самых древних методов лечения. Основывается он на теории очищения крови.

Узнать подробнее

Гирудотерапия

Лечебный эффект гирудотерапии основан на действии слюны пиявки, в которой биологически активные вещества находятся в большом количестве.

Узнать подробнее

Фармакопунктура

Принципиально новый метод лечения в неврологии. Он направлен на устранение симптомов различных заболеваний, влияя на причину возникновения их.

Узнать подробнее